☰ Меню

Как проверить контрагента на благонадёжность

Перед тем как заключать договор с новым контрагентом, целесообразно проверить его на благонадежность. Налоговая инспекция стала все чаще предъявлять претензии к компаниям, что они не проявляют должной осмотрительности при выборе партнеров. Если ИФНС посчитает, что контрагент является недобросовестным налогоплательщиком, она не примет расходы по нему к учету. В этом случае у компании возрастет налоговая нагрузка, что может существенно увеличить ее финансовые расходы.

Проверка контрагента до начала сотрудничества и в процессе него - это объективная необходимость, которая помогает компаниям защитить себя от возможных финансовых рисков и претензий со стороны налоговой инспекции. Проверять партнеров можно разными способами, помогающими иметь полное представление о финансово-хозяйственной деятельности контрагента.

Зачем проверять контрагента

Проверять контрагента на добросовестность нужно в нескольких случаях:

  • перед первоначальным заключением договора. Такое действие позволит защитить компанию от проблем, которые могут возникнуть в ходе сотрудничества;
  • при работе с недавно зарегистрированным контрагентом. Сама по себе новая организация не является опасной как контрагент, однако в некоторых случаях, например, при сотрудничестве с фирмой-однодневкой, могут возникнуть серьезные риски и угрозы;
  • при наличии негативных отзывов о контрагенте. Следует проанализировать, размещена такая информация конкурентами или недовольными сотрудниками или же действительно компания является недобросовестной. В большинстве случаев эти сведения характеризуют партнера как ненадежного и проблемного;
  • при работе контрагента только по предоплате. У компании могут возникнуть проблемы, когда она заплатит деньги авансом, а поставки товаров или оказания услуг не будет.

Главное - проверка контрагента на добросовестность позволяет компании обезопасить себя в финансовом плане. Если партнер не выполняет своих обязательств, имеет проблемы с госорганами, занимается обналичиванием или мошенничеством, находится на стадии банкротства, имеет существенную задолженность по налогам и взносам, привлекается к судебным разбирательствам, это все может негативно отразиться на сотрудничестве с ним.

Кроме финансовых проблем с ненадежным контрагентом у компании могут возникнуть конфликты с госорганами в связи с тем, что она не проявила должную осмотрительность

Что такое должная осмотрительность

Законодательством РФ не предусмотрено четкое определение понятия должной осмотрительности, однако этот термин введен в практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53. На его основании судебные органы и налоговая инспекция стали использовать данное понятие достаточно активно.

Сущность должной осмотрительности заключается в том, что компания при выборе контрагента должна принимать конкретные действия по сбору и анализу информации о партнере. Данный момент считается необходимым перед заключением договора о сотрудничестве.

Проявление должной осмотрительности часто рассматривается при оспаривании обоснованности использования вычетов по НДС и расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. При этом устанавливается, имела ли компания необоснованную налоговую выгоду при осуществлении операций.

Необоснованная налоговая выгода предполагает, что:

  • сделка по сути не производилась;
  • компания и ее партнер являются взаимозависимыми лицами;
  • контрагент по факту осознает, что его действия вызовут получение необоснованной налоговой выгоды.

Если налоговая инспекция сможет доказать, что сделка проведена только формально и повлекла за собой занижение суммы налога на прибыль, то она не примет расходы к учету и доначислит налог.

Особенности должной осмотрительности:

  1. если налогоплательщик не проявил должной осмотрительности, это может стать причиной сотрудничества с недобросовестным контрагентом;
  2. проявление должной осмотрительности - это лишь один из методов проверки потенциального партнера, используемый налогоплательщиком в комплексе с другими способами проверки хозяйствующих субъектов;
  3. должная осмотрительность тесно взаимосвязана с необоснованной налоговой выгодой, т.к. ее непроявление может стать причиной появления второй;
  4. судебные органы при проведении разбирательства не берут во внимание, что понятие должной осмотрительности как таковое не закреплено в законодательстве РФ;
  5. законодательством не установлены конкретные критерии оценки непроявления должной осмотрительности.

Признаки недобросовестного контрагента

Проявление должной осмотрительности предусматривает проверку контрагента на добросовестность. При этом хозяйствующий субъект анализируется с различных сторон, в том числе юридической и финансовой.

В качестве признаков недобросовестного контрагента могут быть следующие моменты:

  1. процедура регистрации проведена с нарушениями или же субъект вовсе не зарегистрирован в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  2. адрес его регистрации является массовым или же информация о юридическом адресе отсутствует;
  3. отсутствие документального подтверждения полномочий директора либо его представителя, подписывающего документы от лица контрагента;
  4. присутствие только денежных потоков по расчетному счету и отсутствие товарных потоков, т.е. отсутствие информации о приобретении либо производстве контрагентом продукции или товаров для последующей реализации;
  5. отсутствие у контрагента производственных или торговых площадей, собственной или арендованной недвижимости, оборудования, транспорта, сотрудников;
  6. наличие серьезной задолженности перед бюджетом по уплате налогов и взносов;
  7. наличие дел в судебной картотеке.

Алгоритм действий при проверке контрагентов

Компания самостоятельно определяет алгоритм действий, согласно которому она будет проверять контрагента. Целесообразно включать в него различные способы во избежание претензий со стороны контролирующих органов о непроявлении должной осмотрительности.

При проверке контрагента компания должна в первую очередь проанализировать информацию из открытых источников. Делается это как на официальных сайтах ФНС, судебных приставов, Росреестра, Федерального реестра сведений о банкротстве, МВД, так и через неформальные ресурсы, к примеру, по отзывам на сайтах.

Кроме того, нужно запросить у контрагента подтверждающую документацию:

  • Устав;
  • ОГРН и ИНН;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • документы о полномочиях директора;
  • справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам, взносам и сборам;
  • карточку с реквизитами.

Алгоритм проявления должной осмотрительности может состоять из следующих этапов:

  1. разработать положение, в котором прописать все шаги по работе с контрагентами;
  2. сформировать регламент по соблюдению должной осмотрительности;
  3. вменить в обязанности сотрудников проявлять должную осмотрительность, а также прописать этот момент и ответственность за его неисполнение в должностных инструкциях;
  4. тщательным образом проверять контрагента перед заключением договора;
  5. формировать досье на потенциального контрагента, с которым планируется заключение договора.

Ответственность за недостаточную осмотрительность

При непроявлении должной осмотрительности, то есть заключении сделок с недобросовестным контрагентом, ответственность ложится на плечи лица, оформившего такой договор.

Ответственность связана с доначислением налогов - НДС и налога на прибыль. Дело в том, что документы, которые использовались для увеличения расходов, уменьшили налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, они предоставили возможность возместить НДС из бюджета. Если контрагент признан недобросовестным, и компания его не проверила, то она незаконно заплатила меньше налогов, а потому должна их доплатить.

Каких-либо штрафов именно за заключение договора с недобросовестным контрагентом не предусмотрено. Финансовые риски заключаются лишь в том, что компания не сможет на законных основаниях уменьшить налоги, а потому понесет больше расходов.

Способы проверки контрагентов

Для проверки контрагентов можно воспользоваться несколькими методами:

  1. Запросить юридическую документацию у потенциального контрагента. К ним относятся Устав, ИНН, ОГРН, копии которых необходимы для заключения договора. Также нужно запросить выписку из ЕГРЮЛ и справку об отсутствии задолженности по налогам, сборам и страховым взносам.

    Если планируется достаточно серьезная сделка, целесообразно запросить и другие документы, к примеру, сведения о штатной численности, имущественном положении, стоимости основных средств, опыте работы на рынке, деловой репутации в бизнес-сообществе. Такая информация позволит проанализировать надежность контрагента и тем самым подтвердить, что компания проявила должную осмотрительность по проверке партнера. Эти документы не являются обязательными к получению и анализу, но позволяют подтвердить важность и серьезность намерений организации сотрудничества.

    На основании первой группы документов можно определить, каким образом ведется деятельность у контрагента, имеются ли у него какие-либо серьезные проблемы в плане финансов или закона. На основании второй группы документов можно удостовериться в том, что контрагент имеет возможность исполнять условия договора.

    Важно! Если партнер предоставил выписку из ЕГРЮЛ, ее можно проверить на достоверность информации через сайт ФНС. Недобросовестные контрагенты зачастую подделывают документ.

  2. Найти информацию на сайте ФНС. Ресурс предоставляет такие сведения:

    • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
    • информацию о ликвидации компании или банкротстве;
    • сведения об исключении из реестра недействующей организации;
    • данные об отсутствии дисквалифицированных лиц в составе исполнительного органа компании;
    • информацию о несоответствии юридического и фактического адреса организации.

    Важно! Несовпадение юридического и фактического адресов, а также признак массовости юридического адреса могут стать причиной исключения контрагента из реестра.

  3. Посмотреть картотеку арбитражных дел. Данное действие позволит узнать, участвует ли потенциальный партнер в каких-либо судебных разбирательствах. Особенно важно уточнить, каковы требования по исковым заявлениям, а также кто является истцом и ответчиком по делу.
  4. Посмотреть, не проходит ли потенциальный партнер процедуру ликвидации или банкротства. Если компания находится на стадии исключения из ЕГРЮЛ вследствие банкротства или ликвидации, ни о каком сотрудничестве с ним не может быть и речи.
  5. Проверить, есть ли у контрагента действующие лицензии. Деятельность, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В этом случае контрагент является недобросовестным.
  6. Проанализировать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Ее можно получить или от самого партнера, или через Росстат. На основе отчетности можно проанализировать показатели деятельности контрагента и его финансовые возможности для исполнения условий контракта.

На что нужно обратить внимание при проверке

При проверке контрагента нужно обратить внимание на следующие моменты, которые можно считать сигналами его ненадежности:

  • партнер отказывается предоставить копии юридических документов (Устава, ИНН или ОГРН);
  • компания осуществляет деятельность по кодам ОКВЭД, не указанным в выписке из ЕГРЮЛ;
  • в выписке из ЕГРЮЛ включено большое количество кодов ОКВЭД, относящихся к совершенно разным областям деятельности;
  • в ИФНС имеется информация о недостоверности или массовости юридического адреса;
  • в компании нет ресурсов для осуществления деятельности (сотрудников, помещений, основных средств и т.д.);
  • контрагент участвует в различных судебных разбирательствах;
  • компания проводит операции, нетипичные для ее деятельности;
  • организация сдает отчетность с нулевыми показателями или убытками;
  • имеется серьезная задолженность перед бюджетом по налогам, страховым взносам и сборам.

Важно! Если есть какие-либо сомнения в благонадежности контрагента, целесообразно отказаться от сотрудничества с ним. Даже при условии, что он предлагает выгодные условия и дальнейшие перспективы.

Как проверить контрагента через Интернет

Проверку контрагента на надежность и добросовестность можно провести через различные сервисы Интернета:

Чем больше информации будет проанализировано о потенциальном партнере, тем выше вероятность обнаружения каких-либо негативных моментов, способных повлиять на компанию при сотрудничестве. Организация проверяет надежность контрагента в первую очередь для себя, поскольку у нее могут возникнуть финансовые проблемы и деловые риски при непроявлении должной осмотрительности.



Наверх